От слов к делу: пути развития Государственно-частного партнерства в Кыргызстане
Автор статьи Гульнара Каликова, советник Kalikova & Associates
Проекты государственно-частного партнерства (ГЧП) реализуются в десятках стран, но в Кыргызстане ГЧП продвигается с трудом. Для изменения ситуации политики должны проявить свою волю, чиновники должны создать удобную регуляторную базу и запускать реальные проекты ГЧП, в стране должны быть подготовлены квалифицированные кадры и создан центр экспертизы и компетенций по вопросам ГЧП.
(данная статья является продолжением статьи "Почему государственно-частное партнерство не работает в Кыргызстане", опубликованной 29 августа 2018 года по ссылке http://analitika.akipress.org/news:5575)
1. Политическая воля
Политическая воля для продвижения ГЧП имеет ключевое значение. В 2016 году Правительство КР приняло амбициозную Программу развития ГЧП в КР на 2016 – 2021 годы, нацеленную на заключение к 2021 году соглашений о ГЧП на сумму не менее 20 млрд. сомов. В том же 2016 году создан Совет по ГЧП в составе Вице-Премьер-министра КР, министров экономики, финансов и юстиции, а также глав агентства по местному самоуправлению и агентства по продвижению и защите инвестиций. На сегодня Программа реализуется с большим отставанием, а заседания Совета по ГЧП практически не проводятся.
Чтобы политические заявления приблизить к реальности, необходимо:
• пересмотреть Программу развития ГЧП в КР, приблизить ее к реалиям Кыргызстана и сделать ее исполнимой на практике;
• запустить регулярную работу Совета по ГЧП, утверждать планы по запуску проектов ГЧП и мониторить их исполнение
2. Законодательство и регулирование
В мае 2018 года Жогорку Кенеш КР в первом чтении рассмотрел проект нового Закона о ГЧП, значительно упростившего и сократившего процедуры запуска проектов ГЧП. Новый закон будет рассмотрен осенью 2018 года, но с точки зрения запуска проектов ГЧП – принятие закона - лишь верхушка айсберга.
Для государственных и частных партнеров за пределами закона остается ряд вопросов. Как среди множества других проектов найти потенциальный проект ГЧП? Как подготовить технико- экономическое обоснование (ТЭО) по проекту ГЧП? Можно ли подготовить такое обоснование самим или же нужно нанимать консультантов? Сколько времени и денег уйдет на подготовку ТЭО? Как привлечь потенциальных инвесторов к проекту ГЧП? Как провести тендер? Как оценивать предложения инвесторов? И множество других вопросов.
Исходя из опыта других стран, для ответов на такие вопросы необходимо:
• разработать руководства, типовые процедуры и соглашения (например, в Казахстане по некоторым видам инфраструктурных объектов разработаны типовые процедуры и соглашения по проектам ГЧП для детских садов, школ, больниц, спортивных сооружений и других объектов, что упростило и облегчило работу государственных партнеров)
Такие документы значительно упростят и ускорят процесс поиска и подготовки проектов ГЧП, повысят эффективность взаимодействия всех участников процесса. Важно учесть, что руководства, типовые процедуры и соглашения должны иметь исключительно методологический (рекомендательный) характер. Практика ГЧП настолько разнообразна и отличается от проекта к проекту, что любые обязательные требования, облеченные в форму нормативных правовых актов, могут стать серьезным препятствием для подготовки и реализации проектов ГЧП.
С полной версией статьи можно ознакомиться по ссылке