Arbitration as the Method of Settlement of Investment Disputes against the Kyrgyz Republic
AKIpress Analytics section, March 19, 2013

The Kyrgyz Republic has already participated in several arbitration proceedings. Therefore, it might be reasonable to analyze peculiarities of legal regulation of arbitration in the KR, the causes and consequences of arbitration disputes and make relevant conclusions…

What risks foreign investors should take into account while investing into the Kyrgyz mining sector,
The Times of Central Asia, March 1, 2012.

Overview of Anti-Corruption Laws in Kyrgyz Republic,
Comparative Summary of Anti-Corruption Laws in the CIS Economic Region, 2011,
The CIS Leading Council Network.

What a foreigner should know about tax regime in the Kyrgyz Republic?
The Times of Central Asia, publication expected.

Kyrgyzstan is not an offshore zone and does not provide tax exemptions, but the rates of many of them are not very high.

НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЕ В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЕ В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ: 

10 ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫХ ВОПРОСОВ

    1. Кто является собственником недр и полезных ископаемых?

Недра являются исключительной собственностью Кыргызской Республики и находятся под особым контролем и охраной государства. Недропользователь приобретает право собственности на извлеченные полезные ископаемые с момента их добычи в соответствии с порядком, установленным законодательством Кыргызской Республики.

    2. Какие разрешения дают право на пользование недрами? 

Законодательство предусматривает следующие способы приобретения прав недропользования у государства:

    • лицензия;

    • государственная регистрация;

    • концессионный договор;

    • соглашение о разделе продукции.

    3. Что такое лицензия, какие виды лицензий существуют?  

Лицензия — это документ, который удостоверяет право пользования участком недр, выдаваемый Министерством природных ресурсов, экологии и технического надзора Кыргызской Республики. Неотъемлемой частью лицензии является лицензионное соглашение. Большинство компаний-недропользователей в Кыргызской Республике действуют на основании лицензии. Законодательство устанавливает следующие виды лицензий:

    • на геолого-поисковые работы, выдаваемая на срок до 3 лет с последующим продлением в соответствии с техническим проектом до 2 лет;

    • на геологоразведочные работы, выдаваемая на срок до 4 лет с последующим продлением в соответствии с техническим проектом до 3 лет;

    • на разработку месторождений полезных ископаемых, выдаваемая на срок до 20 лет с последующим продлением до истощения запасов полезных ископаемых;

    • на отбор и использование подземных вод - до 10 лет с возможностью последующего продления;

    • на объекты, не связанные с геологическим изучением недр и разработкой месторождений полезных ископаемых, выдаваемая на срок, предусмотренный техническим проектом, с последующим продлением на срок, предусмотренный скорректированным техническим проектом.

В зависимости от значимости месторождения/лицензионной площади лицензия может быть получена на основании:

    • конкурса;

    • аукциона;

    • применения правила «первой поданной заявки»;

    • решения Кабинета Министров Кыргызской Республики.

Конкурсы проводятся по участкам недр общегосударственного значения по решению Кабинета Министров Кыргызской Республики. В настоящее время 34 месторождений включены в реестр участков недр общегосударственного значения, включая конкурсные участки рудных (Кумтор, Ункурташ), нерудных (Аксайское, Наукатское), угольных (Туюк-Каргаша, Тегене) месторождений. 

Аукционы проводятся по участкам недр, включенным в реестр аукционных участков недр, который формируется и утверждается Министерством природных ресурсов, экологии и технического надзора Кыргызской Республики в соответствии с критериями, установленными Кабинетом Министров Кыргызской Республики.

Право пользования недрами по правилу «первой поданной заявки» предоставляется:

    • на участки недр, за исключением предоставляемых путем конкурса или аукциона;

    • на участки недр, не связанные с геологическим изучением недр и разработкой месторождений полезных ископаемых.

    4. Государственная регистрация

На основании государственной регистрации осуществляются следующие виды работ:

    • научные исследования недр, выполняемые по утвержденной программе;

    • индивидуальная старательская деятельность.

Государственная регистрация научно-исследовательских работ по изучению недр, выполняемых по утвержденной программе, осуществляется Министерством природных ресурсов, экологии и технического надзора Кыргызской Республик.

Государственная регистрация индивидуальной старательской деятельности осуществляется местными государственными администрациями. При этом индивидуальная старательская деятельность осуществляется только физическим лицом, зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, который занимается индивидуальной разработкой и добычей полезных ископаемых вручную или с применением промывочных приборов с производительностью не более 2м3 породы в час, применяя исключительно гравитационный метод извлечения золота из песков без применения сильнодействующих ядовитых веществ (цианирования, амальгамации и т.п.). 

    5. Что такое соглашение о разделе продукции? 

Концессия - форма права пользования недрами на основе концессионного договора между Кабинетом Министров Кыргызской Республики и/или уполномоченным государственным органом и недропользователем, при которой недропользователю предоставляется исключительное право на геологическое изучение недр и/или разработку месторождений полезных ископаемых на условиях, определяемых концессионным договором. Согласно действующему законодательству, решение о предоставлении объекта для концессии принимается Кабинетом Министров Кыргызской Республики по итогам конкурса. Концессионный договор заключается на срок от 5 до 50 лет. На сегодняшний день «Кумтор» является крупнейшим и единственным концессионным проектом в сфере недропользования в Кыргызской Республике.

    6. Что такое соглашение о разделе продукции? 

Соглашение о разделе продукции (СРП) — это соглашение, в соответствии с которым Кабинет Министров Кыргызской Республики предоставляет недропользователю на срок до 10 лет исключительные права на разработку месторождения полезных ископаемых, а недропользователь обязуется осуществить проведение указанных работ за свой счет и на свой риск. СРП должно определять порядок раздела произведенной продукции между сторонами соглашения. Обязательной стороной СРП является государство, от имени которого выступает Кабинет Министров Кыргызской Республики или уполномоченные им органы. В случае если другой стороной СРП являются иностранные лица, то данное соглашение ратифицируется Жогорку Кенешем Кыргызской Республики. После подписания соглашения инвестору также выдается лицензия в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики. За исключением отдельных случаев, СРП заключается на основании проведенного конкурса или аукциона. В настоящее время насколько нам известно отсутствуют проекты в сфере недропользования, которые работают в режиме СРП. 

     7. Какой государственный орган осуществляет регулирование и контроль за деятельностью в сфере недропользования в Кыргызской Республике? 

Основным государственным органом, осуществляющим регулирование и контроль за деятельностью в сфере недропользования в Кыргызской Республике, является Министерство природных ресурсов, экологии и технического надзора Кыргызской Республики. Данное Министерство выполняет следующие функции и задачи в сфере недропользования: 

    • реализует государственную политику в сфере недропользования; 

    • формирует Государственный фонд недр, ведет Государственный баланс запасов полезных ископаемых, а также Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых;

    • предоставляет, приостанавливает и прекращает права пользования недрами; 

    • проводит экспертизу горных и геологических проектов, осуществляет контроль за использованием и охраной недр при геологическим изучении и промышленном освоении недр;

    • обеспечивает проведение комплексного геологического изучения территории Кыргызской Республики с целью выявления новых месторождений полезных ископаемых, привлекает инвестиции в сферу недропользования;

    • осуществляет расчеты и контроль сборов за участие в конкурсе/аукционе на право пользования недрами, за предоставление права пользования недрами;

    • выдает экспертные технические заключения на импорт/экспорт товаров, руд, концентратов, драгоценных металлов;

    • осуществляет надзор и контроль за соблюдением законодательства в сфере недропользования и проведения геологических и горных работ и др.

    8. Право недропользователей на земельный участок

Право пользование недрами (лицензия, СРП, концессионный договор) не предоставляет право на земельный участок. После получения прав на недра, недропользователь обязан в установленный законодательством срок получить право пользования земельным участком, на котором расположена лицензионная или концессионная площадь.

При геологическом изучении недр (поиск и разведка) отчуждение земельного участка не производится, а недропользователю достаточно получить письменное согласие владельца земельных прав на проведение геологических работ.

Земельные участки для разработки месторождений полезных ископаемых и строительства производственных и инфраструктурных объектов предоставляются недропользователю во временное пользование собственником земельного участка.  Право пользования земельным участком подтверждаются правоустанавливающими и правоудостоверяющими документами на землю как постановление о предоставлении земельного участка, договор аренды, удостоверение на право временного пользования земельным участком на срок действия право пользования недрами. 

    9. Какие налоги уплачивают недропользователи?

Как правило, деятельность в сфере недропользования в Кыргызской Республике подпадает под общий налоговый режим, предполагающий уплату и предоставление отчетности по следующим видам налогов:

    • налог на прибыль (10%); 

    • подоходный налог (10%);

    • НДС (общая ставка 12%, по некоторым операциям 0% или 12%);

    • акцизный налог (ранжируется в зависимости от вида подакцизного товара, его цены или физического объема);

    • налог с продаж (от 1% до 5%);

    • налог на доходы (от 1% до 30% в зависимости от мировых цен за одну тройскую унцию). Объектом налогообложения налога на доходы является деятельность по добыче и реализации руд, концентратов, содержащих золото, серебро, медь, сурьму, ртуть, вольфрам и олово, а также золотого сплава и аффинированного золота, готовой продукции серебра, меди, сурьмы, ртути, вольфрама и олова. При применении налога на доходы налог на прибыль не применяется. 

    • бонус - разовый платеж за право пользования недрами с целью поисков, разведки и разработки месторождений полезных ископаемых. Бонус оплачивает при получения прав на недра, увеличение площади и\или запасов, смене собственника и в других случаях. Ставка бонуса устанавливается по видам полезного ископаемого в зависимости от объема запасов и размера лицензионной площади Кабинетом Министров Кыргызской Республики;

    • роялти - текущие платежи за пользование недрами с целью разработки месторождений полезных ископаемых и/или отбора (извлечения из недр) подземных вод. Ставки роялти установлены в Налоговом кодексе и в зависимости от вида полезного ископаемого установлены в размере от 1% до 12%. 

Дополнительно, недропользователи уплачивают обязательные неналогвые платежи к которым отнесены:

    • Сбор за удержание лицензии – ставки сбора устанавливаются Кабинетом Министров Кыргызской Республики в зависимости от вида полезного ископаемого, вида и года пользования лицензией и размера лицензионной площади.  Сбор оплачивается ежегодно (за первый год пользования) и ежеквартально (за второй и последующие годы пользования).

    • Отчисления на развитие, содержание инфраструктуры местного значения и реализацию мероприятий целевого назначения в соответствии с программами социально-экономического развития территорий. Отчисления производятся недропользователями на стадии разработки на ежемесячной основе в размере 2 процентов от выручки, полученной от реализации полезных ископаемых, без учета косвенных налогов.

    10. Какие основания и порядок приостановления и прекращения права недропользования на основании лицензии? 

Право пользования недрами (лицензия) может быть приостановлено решением лицензионной комиссии при Министерстве природных ресурсов, экологии и технического надзора Кыргызской Республики на срок до 3 месяцев в следующих случаях: 

    1) нарушения требований охраны недр, экологической и промышленной безопасности, установленных законодательством Кыргызской Республики, создающие непосредственную угрозу жизни или здоровью людей, работающих или проживающих в зоне влияния работ, связанных с пользованием недрами;

    2) непредставления отчетов о выполнении геологических, горных работ и отчетов о движении запасов полезных ископаемых в сроки, установленные законодательством Кыргызской Республики;

    3) представления отчетов о выполнении геологических, горных работ и отчетов о движении запасов полезных ископаемых, содержащих недостоверные сведения;

    4) невыполнения требований по аккумулированию средств для рекультивации земельного участка;

    5) нарушения сроков оплаты бонуса и/или лицензионных платежей;

    6) неуведомления уполномоченного государственного органа по недропользованию в установленный срок о смене участников лицензиата - юридического лица, если такая смена влечет уплату бонуса в соответствии с налоговым законодательством Кыргызской Республики.

Право пользования недрами (лицензия) может быть прекращено (аннулирование лицензии) решением лицензионной комиссии при Министерстве природных ресурсов, экологии и технического надзора Кыргызской Республики в следующих случаях:

    1) отказ от права пользования недрами недропользователем;

    2) истечение срока действия лицензии на право пользования недрами, если лицензиатом не подано заявление о продлении или трансформации лицензии в срок;

    3) проведение работ без технического проекта, получившего все необходимые положительные экспертизы, и/или без лицензионного соглашения на проведение работ;

    4) неустранение в срок причин, повлекших приостановку права пользования недрами;

    5) выполнение работ, направленных на пользование недрами, в период времени, на который право пользования недрами было приостановлено;

    6) непредоставление или выявление факта предоставления недропользователем недостоверных сведений о бенефициарах компании;

    7) невыполнение условий лицензионного соглашения по проектированию работ свыше 2 лет, за исключением лицензий, выданных на участки недр общегосударственного значения путем проведения конкурса;

    8) осуществление деятельности (проведение работ) в нарушение Закона Кыргызской Республики «О запрещении деятельности, связанной с геологическим изучением недр с целью поиска, разведки и разработкой урановых, ториевых месторождений в Кыргызской Республике»;

    9) неуплата или несвоевременная уплата цены за право пользования недрами и штрафных санкций, предусмотренных условиями конкурса по конкурсному объекту;

    10) нарушение, после однократного продления, срока представления технического проекта с положительными экспертными заключениями в области промышленной, экологической безопасности и охраны недр (для конкурсных объектов).

Приостановление или прекращение права пользования недрами не освобождает недропользователя от обязанности по рекультивации земельного участка и ликвидации горного имущества, по консервации и поддержанию горного имущества в сохранном, безаварийном и безопасном для людей и окружающей среды состоянии до его передачи последующему владельцу прав пользования недрами и по передаче геологической информации и первичной документации в Государственный геологический информационный фонд.

Опыт Kalikova & Associates в сфере недропользования

Команда K&A имеет богатый опыт в сфере юридического консалтинга по вопросам регулирования недропользования в Кыргызстане на всех стадиях поиска и разведки, разработки, реализации и переработки добытых полезных ископаемых, а также по связанным с этим вопросам охраны окружающей среды.

Мы предоставляем юридические консультации по всем аспектам деятельности нефтегазовых, геологических и горнорудных компаний, включая по получению и поддержанию действительным прав на недра, лицензии, разрешения, слияния и поглощения, создание и управление совместными предприятиями, судебные и арбитражные споры, вопросы по защите окружающей среды, доступ к земле, электрической энергии и водным ресурсам, проектное финансирование и IPO.

Наш уникальный подход заключается в нахождении практических решений для клиентов, отражающих правовые, политические, социально-экономические, налоговые и регуляторные особенности данной отрасли в Кыргызстане.

По любым запросам в сфере недропользования, пожалуйста, связывайтесь с Алиевой Айчолпон, управляющим партнером и руководителем практики K&A «Разведка и разработка полезных ископаемых».

Тел.:  +996 312 66-60-60

E-mail: aalieva@ka.legal

 

 

Igemberdieva Street 1A, Bishkek
720020, Kyrgyz Republic

Tel: +996 772 66 60 60

 

office@ka.legal

        Location map

© 2006-2014. Kalikova & Associates. All rights reserved. Disclaimer