Регистрация юридических лиц в Кыргызской Республике: 8 часто задаваемых вопросов
There are various types of legal structure for businesses in the Kyrgyz Republic («KR»). However, since the most common legal structures are a limited liability company («LLC») and a joint stock company («JSC»), we will refer to them in answering the questions below.
- 1. Кто может выступать участником(ами) юридического лица?
- 2. Какие документы необходимы для регистрации юридического лица?
- 3. Какие существуют требования к форме документов, необходимых для регистрации юридического лица?
- 4. В какие государственные органы необходимо обратиться для регистрации юридического лица?
- 5. В какие сроки осуществляется регистрация юридических лиц?
- 6. Как получить печать юридического лица?
- 7. Каков порядок открытия банковского счёта?
- 8. Какие существуют требования к оплате уставного капитала?
ОсОО/АО может быть учреждено одним или несколькими лицами, которые могут быть как физическими, так и юридическими лицами. Учредителями АО могут быть также Правительство КР и органы местного самоуправления.
ОсОО/АО не могут иметь в качестве единственного учредителя/акционера (далее – «участник») другое хозяйственное общество, состоящее только из одного лица. В ОсОО число участников не должно превышать тридцати, а в закрытом АО – пятидесяти. Число же участников открытого АО не ограничено.
В случае если число участников ОсОО/закрытого АО превысит установленный предел, указанное юридическое лицо в течение одного года должно преобразоваться в другую организационно-правовую форму, в которой такое число участников разрешено. Однако, если соответствующее преобразование не произошло и по истечении одного года число его участников будет превышать предел, установленный для данной организационно-правовой формы, такое юридическое лицо подлежит ликвидации в судебном порядке.
Для регистрации юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы:
- регистрационное заявление;
- решение участника(ов) о создании юридического лица;
- копия паспорта участника (если участником выступает физическое лицо);
- копия свидетельства о государственной регистрации (в случае если участником выступает юридическое лицо);
- копия паспорта руководителя юридического лица;
- иные сведения в соответствии с законодательством КР.
Иностранное юридическое лицо, выступающее участником юридического лица в КР, дополнительно представляет легализованную/апостилированную выписку из государственного реестра или иной документ, удостоверяющий, что оно является действующим юридическим лицом по законодательству своей страны. Срок подачи выписки из государственного реестра или иного документа, удостоверяющего, что юридическое лицо является действующим по законодательству своей страны, не должен превышать 6 месяцев со дня выдачи указанных документов.Устав и учредительный договор не подлежат представлению в регистрирующий орган, за исключением учредительных документов финансово-кредитных учреждений и иных учреждений, лицензируемых и/или регулируемых Национальным банком КР.
Решение участника(ов) о создании юридического лица подписывается каждым участником и должно содержать:
- наименование регистрируемого юридического лица на кыргызском и русском языках;
- юридический адрес создаваемого юридического лица;
- сведения о каждом участнике с указанием фамилии, имени, отчества, места жительства (для физических лиц) либо полного наименования, места нахождения (для юридических лиц);
- размер уставного капитала и размер долей каждого участника в уставном капитале юридического лица;
- фамилию, имя, отчество руководителя исполнительного органа.
Подпись уполномоченного представителя юридического лица на решении о создании юридического лица должна быть скреплена печатью юридического лица либо удостоверена в нотариальной форме. Подпись участника физического лица должна быть удостоверена нотариально.
При регистрации все документы юридического лица представляются в регистрирующий орган на кыргызском или русском языке. В случае если документы составлены на иностранном языке, они представляются в регистрирующий орган с нотариально удостоверенным переводом на русский или кыргызский язык.
Государственную регистрацию юридических лиц в КР осуществляет Министерство Юстиции КР и его территориальные подразделения.
Государственная регистрация юридических лиц осуществляется регистрирующим органом по принципу "единого окна". Принцип "единого окна" означает, что государственная регистрация юридических лиц осуществляется регистрирующим органом с одновременной регистрацией и постановкой на учет в налоговом органе, органе статистики и Социальном фонде КР. На практике после прохождения государственной регистрации в Министерстве Юстиции КР или в его соответствующем территориальном подразделении (по месту нахождения юридического лица) юридическое лицо представляет необходимые документы в налоговый орган и cоциальный фонд по месту нахождения для постановки на учет.
Необходимо отметить, что в установленных законодательством случаях для регистрации юридического лица требуется предварительное письменное согласие государственного антимонопольного органа.
При государственной регистрации финансово-кредитных учреждений требуется письменное согласие Национального банка КР или его территориального подразделения. Также, в установленных законодательством случаях, требуется предварительное письменное согласие государственного антимонопольного органа КР.
Если вы регистрируете АО, то в этом случае АО обязано не позднее 1-го месяца с момента государственной регистрации в качестве юридического лица произвести регистрацию учредительного выпуска акций в Государственной службе регулирования и надзора за финансовым рынком при Правительстве КР.
Государственная регистрация юридических лиц органами юстиции осуществляется в течение 3 рабочих дней со дня представления в соответствующий орган юстиции всех необходимых документов, требуемых законодательством.
Финансово-кредитные учреждения регистрируются органами юстиции в течение 10 календарных дней.
После получения в органе юстиции свидетельства о государственной регистрации с указанием идентификационного налогового номера (ИНН) юридическое лицо может получить печать. Заказ и изготовление печати производится по заявлению юридического лица частными компаниями, занимающимися изготовлением печатей. В настоящее время для изготовления печати юридическому лицу не нужно получать какого-либо разрешения в государственных органах КР.
Получив свидетельство о государственной регистрации и печать, юридическое лицо вправе открыть счет в любом банке КР.
После открытия расчетного счета банк обязан в течение 5 рабочих дней сообщить об этом налоговому органу по месту нахождения юридического лица.
В соответствии с законодательством КР уставный капитал определяет размер имущества юридического лица, гарантирующего интересы его кредиторов. Размер уставного капитала юридического лица определяется участниками в его учредительных документах. При этом необходимо отметить, что уставный капитал АО не может быть менее 100 000 сомов , тогда как уставный капитал ОсОО может быть минимальным - вплоть до 1 сома.
Уставный капитал АО должен быть полностью оплачен на момент учреждения АО. Что же касается ОсОО, то его уставный капитал оплачивается его участниками в полном объеме в течение 1-го года с момента государственной регистрации ОсОО в органе юстиции. Если уставный капитал не будет полностью оплачен в течение 1-го года, то ОсОО должно либо объявить об уменьшении своего уставного капитала и зарегистрировать его уменьшение в установленном порядке, либо прекратить свою деятельность путем ликвидации.
Участники ОсОО или акционеры АО, не полностью внесшие вклады в ОсОО или не полностью оплатившие стоимость своих акций в АО, несут солидарную ответственность по обязательствам юридического лица в пределах стоимости неоплаченной части своего вклада или неоплаченной стоимости своих акций.
Вкладом в уставный капитал юридического лица могут быть деньги, ценные бумаги, движимое и недвижимое имущество или имущественные права, имеющие денежную оценку. Денежная оценка вклада участника производится по соглашению между участниками юридического лица, а в случаях, предусмотренных законом, подлежит независимой экспертной оценке.
По состоянию на март 2013 года