- 1. Что квалифицируется как коррупция?
- 2. Какие нормативные правовые акты предусматривают антикоррупционные меры в Кыргызской Республике?
- 3. Кто является субъектом антикоррупционного регулирования в Кыргызской Республике?
- 4. Какие деловые блага государственным служащим запрещены антикорруционным законодательством?
- 5. Какие ограничения предусмотрены антикоррупционным законодательством в отношении деловых благ частным компаниям?
- 6. Какая ответственность предусмотрена за нарушение антикоррупционного законодательства?
- 7. Какие органы осуществляют расследование и преследование коррупции?
- 8. Существуют ли сроки давности для привлечения виновных лиц к уголовной ответственности?
Коррупция относится к должностным преступлениям, включающим такие правонарушения как получение материальных, любых иных благ и преимуществ, а также предоставление этих благ и преимуществ физическим и юридическим лицам, взяточничество, служебный подлог, недобросовестное исполнение должностных обязанностей, хищение государственного имущества и злоупотребление должностным положением и полномочиями, создающие угрозу интересам общества или государства.
Антикоррупционные меры предусматриваются в ряде законодательных актов Кыргызской Республики, самыми значимыми из которых являются законы о противодействии коррупции, государственной службе, муниципальной службе, государственных закупках, борьбе с финансированием терроризма и легализацией незаконно полученных доходов (отмыванием денег), декларировании и публикации сведений о доходах, обязательствах и имуществе лиц, замещающих политические и иные специальные государственные должности, а также их близких родственников и некоторые положения Кодекса об административной ответственности и Уголовного кодекса Кыргызской Республики.
Все i) государственные и ii) муниципальные служащие, iii) служащие Национального банка, iv) руководители государственных предприятий, совершающие коррупционные действия, v) физические лица (граждане Кыргызской Республики и иностранных государств) и юридические лица, включая их должностных лиц и работников, незаконно предоставляющие материальные блага, подношения, преимущества или услуги государственным или муниципальным служащим и руководителям государственных предприятий, а также vi) члены тендерных комиссий и vii) члены Совета по отбору судей являются субъектами антикоррупционного законодательства Кыргызской Республики. Государственные служащие включают политических государственных служащих, судей, и административных государственных служащих. Муниципальные служащие подразделяются на политических и административных муниципальных служащих.
Государственным служащим запрещено получать подношения. Однако, антикоррупционное законодательство позволяет государственным служащим получать подношения при условии что:
- стоимость подношений не должно превышать 10 расчетных показателей (около 21 дол. США);
- подношения предоставлены государственным служащим во время официальных встреч в связи с протокольными мероприятиями.
Антикоррупционное законодательство запрещает:
- дарение подношений в отношениях между коммерческими организациями, и государственными предприятиями и учреждениями, стоимость которых превышает 10 расчетных показателей (около 21 дол. США);
- передача/получение лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой организации, подношений, денег, ценных бумаг, иного имущества, а равно незаконное оказание ему услуг имущественного характера за совершение действий (бездействия) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебного положения.
Нарушение антикоррупционного законодательства влечет административную и уголовную ответственность. Административная ответственность предусматривает штрафы, отстранение от должности и запрет на занятие государственной, муниципальной или корпоративной должности в течение определенного срока. Уголовная ответственность предусматривает кроме штрафа, отстранения от должности и запрета на занятие государственной, муниципальной или корпоративной должности в течение определенного срока, конфискация имущества, также тюремное заключение. Ответственность возлагается на лица, совершающие коррупционные действия (например, взяткодатель и взяточник). Юридические лица не несут уголовную ответственность.
Преступления, связанные с коррупцией расследуют следующие органы: Антикоррупционная служба при Государственном комитете национальной безопасности, Министерство Внутренних Дел, Государственная служба по борьбе с экономическими преступлениями при Правительстве Кыргызской Республики (Финансовая полиция) и Генеральная Прокуратура Кыргызской Республики.
Срок давности для привлечения к ответственности за нарушение антикоррупционного законодательства варьируется от 1 до 10 лет в зависимости от тяжести преступления и определяется в соответствии с максимальным наказанием, предусмотренным для каждого конкретного преступления.
- 1. Какие объекты интеллектуальной собственности могут содержать товары, подлежащие таможенному контролю в Кыргызской Республике?
- 2. Какие документы нужны для включения в таможенный Реестр Кыргызской Республики?
- 3. Размер государственных пошлин, уплачиваемых при внесении ОИС в Реестр
- 4. Какие минимальные и максимальные сроки по завершению всей процедуры внесения в Реестр ОИС?
- 5. Действия таможенных органов, в случае обнаружения ввоза через границу контрафактной продукции, содержащей ОИС?
В соответствии с законодательством Кыргызской Республики таможенные органы осуществляют защиту прав Правообладателя на объекты интеллектуальной собственности («ОИС») и ведут Реестр охраняемых ОИС для целей таможенного контроля.
К ОИС, подлежащих таможенному контролю, относят:
- Экземпляры произведений (науки, искусства, программы для ЭВМ и базы данных, фонограммы);
- Товарные знаки («ТЗ»);
- Наименования мест происхождения товара.
Документы и сведения, необходимые для регистрации в таможенном органе:
- Заявление;
- Полные данные о правообладателе;
- Полные данные об импортерах и лицензиатах;
- Сведения об организации, производящей товары, содержащие ОИС / ТЗ и документы, подтверждающие полномочия этой организации;
- Место производства оригинальных товаров;
- Указание ОИС / ТЗ и описание товаров, содержащих ОИС / ТЗ;
- Сведения о наличии и принадлежности ТЗ;
- Документы, подтверждающие права на ТЗ (свидетельство, выписка из реестра международного бюро ВОИС, лицензионный договор или др.);
- Образцы товара, содержащего ТЗ и (или) контрафактного товара, при необходимости;
- Обязательство о возмещении расходов, связанных с приостановлением выпуска товаров и убытков, причиненных декларанту;
- Страховой полис с покрытием в сумме 10 тыс. Евро.
- Доверенность, выданная на имя лица, которое будет представлять интересы правообладателя;
- Иные сведения, позволяющие таможенным органам выявить контрафактные товары, включая предполагаемую дату нарушения его прав.
Документы, предоставляемые для регистрации, должны быть составлены на государственном или официальном языках.
- За регистрацию ОИС в Реестре таможенным органом взимается сбор за каждый вносимый ТЗ в размере 1330 сом;
- За продление срока действия регистрации ОИС таможенным органом взимается сбор в размере 410 сом.
Таможенный орган рассматривает заявление в срок, не превышающий одного месяца со дня его поступления. При наличии достаточных оснований данный срок таможенный орган вправе продлить срок, но не более чем до одного месяца.
Таможенный орган уведомляет декларанта и заявителя о причинах приостановления выпуска не позднее следующего дня после дня принятия решения о таком приостановлении, а также сообщает декларанту наименование и адрес заявителя, а заявителю - наименование и адрес декларанта.
Если Заявитель не предоставил Страховой полис сразу при подаче заявки, то он обязан внести обеспечение исполнения обязательства в течение 3 рабочих дней со дня получения уведомления о приостановлении выпуска товара. Если заявитель не внесет обеспечение исполнения обязательств в указанный срок, решение о приостановлении выпуска подлежит отмене.
В течение 10 рабочих дней после того, как заявитель получил уведомление о приостановлении выпуска товара, он должен представить в таможенный орган документы, свидетельствующие о том, что им подан иск о пресечение незаконного использования ОИ. Если по истечении 10 рабочих дней таможенный орган не был уведомлен правообладателем о возбуждении судебного процесса, товары будут отпущены декларанту при условии, что все остальные условия ввоза были выполнены.
Решение о приостановлении выпуска подлежит отмене также, если:
(i) заявитель обратится в таможенный орган с просьбой об отмене решения о приостановлении выпуска;
(ii) не будет представлено решение уполномоченного государственного органа об изъятии товаров, наложении ареста на них либо их конфискации;
(iii) ОИС будет исключен из Реестра.
Заявитель возмещает расходы таможенного органа в случае, если:
(i) не предоставит документальное подтверждение о возбуждении иска в судебных органах;
(ii) решением суда будет установлено, что задержанный товар не является контрафактным.
Декларант возмещает расходы таможенного органа в случае, если:
(i) Задержанный товар признают контрафактным.
Порядок определения размера расходов таможенного органа в связи с приостановлением выпуска товара определяется таможенным органом, а в случае возникновения разногласий - в судебном порядке.
- 1. Что такое кредит и чем отличается кредит от займа?
- 2. Есть ли ограничения по размеру кредита?
- 3. Какие могут быть приблизительные границы процентных ставок?
- 4. Обязательно ли быть гражданином Кыргызской Республики для получения кредита в банках Кыргызстана?
- 5. Как погашается кредит?
- 6. Можно ли досрочно погасить кредит?
- 7. Что может служить обеспечением по кредиту?
- 8. Кто может быть поручителем по кредиту? Какова ответственность поручителя по кредиту?
- 9. Что происходит при нарушении условий кредитного договора?
- 10. Каковы наиболее существенные расходы при получении кредита?
В соответствии с законодательством Кыргызской Республики кредит – это денежное обязательство заемщика перед кредитором по возврату суммы кредита и уплаты процентов и других платежей за его предоставление и использование. Помимо денежных кредитов различают еще товарные и коммерческие кредиты.
Большинство ставят в один ряд такие понятия, как кредит и заем, считая эти слова синонимами. На первый взгляд это действительно так: один берёт у другого определённую сумму денег и через некоторое время возвращает их. На самом деле между ними есть существенные различия:
По субъекту - кредиты вправе выдавать только банки или иные финансово-кредитные учреждения, а займы могут предоставляться любыми юридическими и физическими лица.
По возмездности - кредиты предоставляются всегда под проценты, займы же могут быть беспроцентным или с применением процентов.
По вступлению в силу - договор займа вступает в силу после передачи денежных средств или однородных вещей, а кредитный договор вступает в силу после заключения, так как обусловлен дополнительными обязательствами сторон до передачи средств.
В зависимости от вида кредитования каждый банк устанавливает ограничения по размеру кредитов. Как правило, наиболее крупные кредиты выдаются для развития уже существующего бизнеса.
Законодательством Кыргызской Республики для банков устанавливается предельный размер кредитов, выдаваемых на одного заемщика - 20% от чистого капитала банка.
В настоящее время каждый банк имеет собственные программы кредитования: бизнес кредиты, потребительское кредитование, ипотечное кредитование и др., и устанавливает минимальные и максимальные процентные ставки для соответствующих кредитных продуктов.
Примерные процентные ставки в местных банках следующие:
a. корпоративные кредиты – от 15% до 26% годовых;
b. кредиты для малого бизнеса – от 16 до 23% годовых;
c. ипотечные кредиты - от 16% до 20% годовых;
d. потребительские кредиты – от 17% до 28% годовых.
Проценты варьируются в зависимости от политики банка, финансовых данных заемщика, валюты выдаваемого кредита, кредитной истории заемщика и обеспечения.
Нет, не обязательно. Законодательство Кыргызской Республики не запрещает иностранным лицам или лицам без гражданства получать кредиты в банках Кыргызской Республики.
Погашение кредита и процентов, а также других выплат по нему осуществляется в соответствии с условиями кредитного договора, графиком погашения кредита. В случае с кредитной линией погашение кредита или его части может происходить в течение действия кредита, при этом заемщик имеет право заново получить погашенную сумму кредита. Если порядок и сроки выплаты процентов не установлены договором, то они выплачиваются ежемесячно равными платежами до дня возврата кредита.
Право досрочного погашения и его условия указываются в кредитном договоре. Договором может быть предусмотрен штраф или мораторий/запрет на досрочное погашение кредита. В любом случае заемщик не вправе досрочно погашать кредит без согласия кредитора, если иное не предусмотрено в кредитном договоре.
В целях обеспечения возвратности кредита используются следующие виды обеспечения:
a. неустойка (штрафные санкции за просрочку платежей);
b. залог (ипотека);
c. поручительство (гарантия);
d. банковская гарантия.
На практике наиболее распространённый вид обеспечения - залог недвижимости (ипотека). Предметом залога может также выступать любое движимое имущество или права на имущество – оборудование, транспорт, товары в обороте, ценные бумаги, дебиторская задолженность и др.
Поручителями по кредиту могут быть любые платежеспособные лица. Поручитель принимает на себя солидарную ответственность за исполнение заемщиком обязательств по кредитному договору, если договором поручительства не предусмотрена субсидиарная ответственность поручителя.
При солидарной ответственности кредитор вправе предъявлять требования по кредиту к заемщику и поручителю одновременно или к любому из них в отдельности, притом как полностью, так и в части долга.
При субсидиарной ответственности кредитор вправе предъявлять претензии к поручителю, только после того как заемщик отказался или не в состоянии удовлетворить требования банка или не полностью погасил задолженность.
В зависимости от степени нарушения и условий договора на заемщика могут налагаться дополнительные обязательства, такие как уплата неустойки, штрафов. За существенные нарушения кредитор вправе требовать досрочного погашения кредита и начисленных процентов.
При обращении в банк следует обращать внимание не только на проценты за кредит, сроки выплаты, но также на расходы, которые могут возникнуть при получении кредита. После суммирования нижеуказанных расходов, может получиться солидная сумма, которая может привести к удорожанию кредита. Существенными расходами являются: a. комиссионные за выдачу кредита (от 1-2% от общей суммы кредита) b. расходы на оценку недвижимости c. расходы на страхование залога, регистрацию залога d. расходы на услуги привлекаемых юристов и нотариуса.
- 1. Каковы регуляторные требования к строительству и эксплуатации гидроэлектростанций (далее – «ГЭС») в Кыргызской Республике?
- 2. Какие права на земельный участок необходимы при строительстве ГЭС?
- 3. Какие лицензии необходимы для строительства ГЭС?
- 4. Сколько стоят лицензии и разрешения на строительство?
- 5. Какова процедура подачи заявления на получение прав на строительство новой ГЭС?
- 6. Какой государственный орган регулирует эксплуатацию ГЭС и какие документы необходимы для эксплуатации ГЭС?
- 7. Кто разрабатывает технико-экономическое обоснование строительства ГЭС?
- 8. Что означает заключение экологической экспертизы и какова его цель?
- 9. Зачем компании заключают договоры на продажу электроэнергии и с кем заключаются подобные договоры?
- 10. Должна ли компания заключать договор передачи электроэнергии и если должна, то с кем?
Для проектирования, строительства и эксплуатации ГЭС необходимо получить соответствующие лицензии и разрешения от уполномоченных органов. В частности, требуется:
- получить права на строительство ГЭС;
- получить права на земельный участок для строительства ГЭС;
- получить необходимые лицензии на строительство и разрешение на строительство;
- получить лицензии на производство и продажу электроэнергии;
- разработать технико-экономическое обоснование строительства ГЭС;
- получить заключение экологической экспертизы;
- заключить договор о продаже электроэнергии и договор о подключении к передающим сетям.
Любая компания, желающая построить ГЭС, должна обладать правом собственности на земельный участок, на котором будет построена ГЭС, или правом временного пользования на данный земельный участок. Кроме того, земельный участок должен относиться к землям промышленности.
Иностранные юридические лица, определяемые в законодательстве Кыргызской Республики (далее - «Законодательство») как юридические лица, зарегистрированные в Кыргызской Республике, не менее 20% акций которых принадлежат иностранному лицу или иным образом контролируются иностранным лицом, могут владеть землей только на праве временного пользования сроком до 50 лет. Собственность иностранных лиц на землю по Законодательству не допускается.
Подрядчик, выполняющий строительные работы, должен получить лицензию на строительство от Государственного Агентства Архитектуры, Строительства и Жилищно-Коммунального хозяйства при Правительстве Кыргызской Республики. Подрядчик должен иметь возможность для строительства ГЭС определенной мощности (MВт). Лицензия на строительство не имеет срока действия и действует на территории всей страны.
Лицензия на строительство выдается в течение 30 дней с даты подачи полного пакета необходимых документов.
Кроме того, арендатор или собственник земельного участка должен также получить разрешение на строительство, которое выдается на весь срок строительства. Разрешение на строительство выдается территориальным государственным органом архитектурного и строительного надзора (по месту предполагаемого строительства) в течение 10 дней после подачи полного пакета требуемых документов.
Лицензия на строительство стоит 300 сомов (примерно 6,26 долларов США) каждая. Разрешение на строительство выдается бесплатно.
Согласно Законодательству права на строительство новой ГЭС (за исключением крупных электроэнергетических производственных мощностей и участков магистральной электрической сети) предоставляются путем проведения тендера Министерством энергетики и промышленности Кыргызской Республики, которое отвечает за организацию и проведение тендеров на ежегодной основе.
Строительство крупных электроэнергетических производственных мощностей производится в соответствии с Национальной энергетической программой или отдельным постановлением Правительства Кыргызской Республики.
По Законодательству Министерство энергетики и промышленности Кыргызской Республики регулирует деятельность всех ГЭС. Компания, вырабатывающая электроэнергию, должна получить лицензию на выработку (производство) электроэнергии от Государственного департамента по регулированию топливно-энергетического комплекса при Министерстве энергетики и промышленности Кыргызской Республики (далее - «ГДРТЭК»).
Если компания планирует продавать электроэнергию, она должна получить лицензию на продажу электроэнергии от ГДРТЭК. Обе лицензии выдаются в течение 30 дней с даты подачи полного пакета требуемых документов. Лицензии не имеют срока действия и действуют на всей территории Кыргызской Республики.
Следует отметить, что если электроэнергия вырабатывается с помощью возобновляемых источников энергии (далее – «ВИЭ»), то для производства, продажи такой электроэнергии не требуется получение лицензий. Однако, если электроэнергия вырабатывается на ГЭС с установленной мощностью 30 и более МВт, то для выработки и продажи такой электроэнергии необходимо получить соответствующие лицензии.
До начала строительства любой ГЭС требуется разработать специальный документ – технико-экономическое обоснование (далее – «ТЭО»), определяющий конкретное месторасположение ГЭС, ее мощность и другие технические характеристики будущей ГЭС. Для разработки ТЭО заказчик (владелец земельного участка, на котором планируется строительство ГЭС) должен заключить договор на разработку ТЭО с организацией, имеющей соответствующий опыт и квалификацию. В последующем на основании ТЭО будет разрабатываться проектная документация по ГЭС.
Заключение экологической экспертизы означает заключение экологической безопасности проекта, выдаваемое Государственным Агентством охраны окружающей среды и лесного хозяйства при Правительстве Кыргызской Республики по итогам рассмотрения и экспертизы ТЭО строительства ГЭС. Каждая компания, желающая построить ГЭС, должна получить заключение экологической экспертизы для каждого предложенного проекта. Заключение является условием для получения разрешения на строительство. Заключения экологической экспертизы должны быть опубликованы и вынесены на общественное обсуждение. Если орган охраны окружающей среды выдаст отрицательное заключение экологической экспертизы, то строительство ГЭС запрещается.
Согласно Законодательству компании обязаны заключать договоры продажи электроэнергии с энергораспределительными компаниями, чтобы обеспечить продажу вырабатываемого электричества. Такие договоры заключаются в стандартной форме, утверждаемой ГДРТЭК.
В Кыргызской Республике действуют четыре энергораспределительные компании, которые владеют региональными распределительными сетями и поставляют электричество конечным потребителям: ОАО «Северэлектро», ОАО «Востокэлектро», ОАО «Ошэлектро» и ОАО «Жалалабадэлектро».
Законодательство требует, чтобы энергокомпании заключали договоры передачи электроэнергии, чтобы обеспечить передачу электрической энергии, вырабатываемой ГЭС. Договор должен быть заключен с ОАО «Национальная Электрическая Сеть Кыргызстана» или с энергораспределительными компаниями, являющимися владельцами электрических передающих сетей. Эти договоры заключаются в типовой форме, утвержденной ГДРТЭК. Любые изменения в типовые условия договора должны утверждаться ГДРТЭК.
По состоянию на март 2013 года
- 1. Требуются ли соответствующие лицензии и разрешения при осуществлении строительства в Кыргызской Республике?
- 2. Каковы основные различия между лицензией на строительство и разрешением на строительство и кто отвечает за их выдачу?
- 3. Что требуется для получения лицензии на строительство?
- 4. Что требуется для получения разрешения на строительство?
- 5. Какова стоимость лицензии на строительство и разрешения на строительство и сколько времени занимают соответствующие процессы?
Да. Строительная деятельность в Кыргызской Республике подлежит лицензированию и государственному контролю. Законодательство Кыргызской Республики (далее - «Законодательство») требует получения лицензий и разрешений на строительство и других документов для реализации большинства строительных проектов в Кыргызской Республике. Законодательство различает “лицензию на строительство”, которая относится к документам, предоставляемым подрядчикам, и “разрешение на строительство”, которое разрешает фактическое ведение строительства и выдается заказчику.
Выдача лицензии на строительство и разрешения на строительство зависит от типа возводимого объекта. Перечень необходимых разрешительных документов для строительства, порядок их получения установлен Законодательством.
Лицензии на строительство выдаются Государственным Агентством Архитектуры, Строительства и Жилищно-Коммунального Хозяйства при Правительстве Кыргызской Республики (далее - «Лицензирующий орган»). Лицензии на строительство выдаются подрядчикам, чтобы обеспечить соблюдение ими регуляторных требований и норм безопасности, действующих в Кыргызской Республике.
Законодательство предоставляет иностранным юридическим лицам такой же режим регулирования в отношении выдачи лицензий, какой применяется к местным юридическим лицам. Однако на практике для получения иностранным юридическим лицам лицензии на строительство необходимо создать в Кыргызской Республике дочернюю компанию, на которую и будет оформлена лицензия.
Лицензия на строительство не имеет территориальных ограничений и действует на территории всей страны. Она выдается на неопределенный срок, т.е. не имеет ограничений по сроку.
Разрешения на строительство выдаются территориальным органом архитектурно-строительного надзора в зависимости от местонахождения возводимого объекта. Разрешения на строительство выдаются лицу или компании, имеющей законное право собственности или пользования землей, которая будет использована для целей строительства.
Разрешение на строительство выдается на предполагаемый срок строительства и может быть продлено, если это необходимо.
Как было указано выше, для получения лицензии на строительство иностранное юридическое лицо должно учредить в Кыргызской Республике местную дочернюю компанию. Местная компания, желающая получить лицензию, должна подать в Лицензирующий орган предусмотренный Законодательством перечень документов.
Некоторые из требуемых документов включают в себя: заполненное заявление (типовая форма для выдачи лицензии на строительство), индивидуальный номер налогоплательщика и квитанцию об оплате страховых взносов дочерней компанией, квитанцию об оплате сбора за лицензию на строительство, копия свидетельства о государственной регистрации дочерней компании в Министерстве юстиции, перечень строительных проектов, заявленных дочерней компанией или местной компанией, а также документы, относящиеся к организационно-правовой форме и полномочиям дочерней компании, включая полномочия и квалификацию персонала, наличие необходимого оборудования, техники.
Лицензия на строительство имеет несколько уровней ответственности. В зависимости от типа строительных работ и степени сложности, уровень ответственности устанавливается в соответствии с Правилами установления уровня ответственности в момент выдачи лицензии.
Порядок получения разрешения на строительство следующий:
- получение архитектурно-планировочных условий в территориальном органе архитектуры и строительства;
- разработка и утверждение проектной документации территориальным органом архитектуры и строительства;
- экспертиза проекта строительства определенного объекта в территориальных подразделениях Лицензирующего органа;
- получение разрешения на строительство от территориального органа архитектурно-строительного надзора.
Официальная сумма сбора за лицензию на строительство составляет 300 сомов (примерно 6,26 долларов США) каждая. . Лицензия на строительство выдается в течение 30 календарных дней с даты подачи всех необходимых документов в Лицензирующий орган.
Разрешение на строительство выдается бесплатно в течение 10 рабочих дней с даты подачи необходимых документов.
Сумма сбора за архитектурно-планировочные условия и одобрение проектной документации территориальным органом архитектуры и строительства варьируется в зависимости от типа здания, района и т.д.
По состоянию на март 2013 года
- 1. Кто выдает разрешения на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства?
- 2. Кто устанавливает квоту на привлечение и использование иностранной рабочей силы?
- 3. Кому необходимо получить разрешение на работу?
- 4. В каких случаях может быть отказано в выдаче или аннулированы разрешения?
- 5. Кто освобожден от требования по получению разрешения на работу?
- 6. Каковы сроки действия разрешений?
- 7. Можно ли передать действующее разрешение другому работодателю?
- 8. Какова плата за выдачу разрешений?
Уполномоченным государственным органом по выдаче разрешения на работу для иностранных граждан и лиц без гражданства, желающих работать в Кыргызской Республике, является Государственная служба миграции при Правительстве Кыргызской Республики («Служба миграции»). Служба миграции выдает два вида разрешений на работу: разрешение на привлечение и использование иностранной рабочей силы – документ установленного образца, дающий право юридическим и физическим лицам на привлечение и использование иностранной рабочей силы (ИРС) на территории Кыргызской Республики («Разрешение на Работодателя») и разрешение на работу (персональные карточки) – документ установленного образца, подтверждающий право иностранных граждан или лиц без гражданства на осуществление в Кыргызской Республике трудовой или предпринимательской деятельности («Разрешение на Работника»). Перечень документов, необходимых для получения Разрешения на Работодателя и Разрешения на Работника устанавливает Служба миграции (См. действующий перечень документов на официальном сайте Службы миграции по ссылке: http://ssm.gov.kg). Заявление на привлечение и использование ИРС и заявление на иностранного работника могут подаваться в электронном либо бумажном виде.
Правительство Кыргызской Республики ежегодно устанавливает квоту на привлечение и использование ИРС. Квота устанавливается по отраслям экономики и по регионам Кыргызской Республики, включая город Бишкек.
Квота на ИРС, предусмотренная в Разрешении на Работодателя, аннулируется в случае её неиспользования в течение трех месяцев после выдачи.
Физические и юридические лица Кыргызской Республики, планирующие привлечь ИРС, должны получить Разрешение на Работодателя, прежде чем нанимать иностранных граждан и лиц без гражданства. Иностранные граждане и лица без гражданства (достигшие 18-летнего возраста), законно въехавшие на территорию Кыргызской Республики, которые планируют работать или вести бизнес в Кыргызской Республике, должны подать заявление для получения Разрешения на Работника.
В выдаче Разрешения на Работника иностранному гражданину и лицу без гражданства может быть отказано или действующее разрешение может быть аннулировано в случаях:
- наличия на внутреннем рынке труда специалистов из числа граждан Кыргызской Республики;
- выявления недостоверности представленных сведений;
- прекращения трудовой или индивидуальной предпринимательской деятельности на территории Кыргызской Республики;
- совершения действий, противоречащих законодательству Кыргызской Республики.
Решения об отказе, отзыве и приостановлении разрешения могут быть обжалованы в судебном порядке. В случае нарушения работодателем порядка привлечения и использования ИРС, Служба миграции выносит предупреждение работодателю с указанием срока устранения выявленных нарушений. В случае неисполнения этих требований либо повторного нарушения, Служба миграции может аннулировать или приостановить действие Разрешения на Работодателя до полного устранения нарушений. При прекращении работодателем своей хозяйственной деятельности, Разрешение на Работодателя и Разрешение на Работника теряют силу независимо от срока, на который они были выданы, и подлежат возврату.
Кыргызское законодательство предусматривает исчерпывающий перечень лиц, в отношении которых не применяется требование о получении разрешения на работу. В частности, к ним относятся:
- лица, официально признанные беженцами, либо получившие политическое убежище на территории Кыргызской Республики;
- лица, имеющие постоянный вид на жительство в Кыргызской Республике;
- лица, командированные для проведения монтажа (шеф-монтажа) технологического оборудования, поставляемого иностранными юридическими лицами;
- студенты, проходящие производственную практику в рамках программ кыргызских образовательных учреждений, а также работающие во время каникул; лица, работающие в дипломатических представительствах и консульских учреждениях, а также международных организациях, аккредитованных в Кыргызской Республике;
- корреспонденты и журналисты, аккредитованные в Кыргызской Республике;
- лица, для которых международными договорами определен иной порядок трудоустройства;
- этнические кыргызы, получившие статус кайрылмана.
Соответственно, в связи с вступлением Кыргызской Республики в Евразийский Экономический Союз (ЕАЭС), с 12 августа 2015 года гражданам государств-членов ЕАЭС (Российская Федерация, Республика Казахстан, Республика Беларусь, Республика Армения) не требуется получение разрешения на осуществление трудовой деятельности в Кыргызской Республике в рамках международного договора.
В соответствии с законодательством разрешение на работу для иностранного руководителя предприятия и иностранного специалиста выдается сроком на один год, с правом ежегодного продления. Разрешение для иностранного квалифицированного работника выдается сроком не более двух лет, а для иностранных граждан, зарегистрированных в Кыргызской Республике в качестве индивидуальных предпринимателей, не более трех лет. Однако на практике всем иностранным гражданам вне зависимости от должности и квалификации разрешения на работу выдаются на один год. Это объясняется тем, что квота на привлечение и использование иностранной рабочей силы утверждается Правительством на ежегодной основе.
Разрешение на Работодателя не может быть передано одним работодателем другому. Иностранные работники, получившие разрешение на работу, не могут передать Разрешение на Работника другому работодателю. Иностранные работники имеют право осуществлять трудовую деятельность более чем в одной организации только при наличии дополнительных разрешений. Иностранные индивидуальные предприниматели, имеющие Разрешение на Работника, имеют право осуществлять предпринимательскую деятельность по месту, указанному в поданном заявлении. В случае, если иностранный индивидуальный предприниматель желает осуществлять предпринимательскую деятельность в месте, не указанном в заявлении, ему необходимо получить дополнительные разрешительные документы.
Стоимость Разрешения на Работодателя, взимаемая Службой миграции, составляет 4000 сомов (около 58 долларов США). Стоимость Разрешения на Работника на одного человека составляет 2000 сомов (около 29 долларов США). Стоимость разрешения на работу иностранному гражданину, осуществляющему предпринимательскую деятельность, составляет 20000 сом (около 291 долларов США).
- 1. Инвестиционная бизнес-модель или франчайзинг (франшиза)
- 2. Срок, на который заключается договор франчайзинга
- 3. Кто может выступать сторонами по договору франчайзинга
- 4. В какой форме должен быть заключен договор франчайзинга и есть ли необходимость в его регистрации
- 5. Государственные органы, отвечающие за регистрацию договора франчайзинга
- 6. Размер государственных пошлин при регистрации договора франчайзинга
- 7. Документы, необходимые для регистрации договора франчайзинга в Кыргызпатенте
- 8. Сроки регистрации договора франчайзинга в Кыргызпатенте
- 9. Обязанность продавца-франчайзера и возможные ограничительные условия
- 10. Обязанности покупателя-франчайзи и возможные ограничительные условия
- 11. Применимые налоги при получении комплекса исключительных прав
«Франчайзинг (от англ. franchise, «лицензия» или привилегия»), франшиза (фр. franchise — «льгота, привилегия») - это вид отношений, когда одна сторона передаёт другой стороне за определенную плату право на определённый вид бизнеса» - https://ru.wikipedia.org
В законодательстве Кыргызской Республики франчайзинг определяется как договор комплексной предпринимательской лицензии (далее - «Договор франчайзинга»), согласно которому одна сторона - комплексный лицензиар или иначе продавец-франчайзер обязуется предоставить другой стороне, комплексному лицензиату или иначе покупателю-франчайзи за вознаграждение комплекс исключительных прав. В данном случае под «вознаграждением» понимаются фиксированные одноразовые платежи (паушальный взнос) или разовые периодические платежи отчисления от выручки, наценки на оптовую цену товаров (роялти), поставляемых продавцом-франчайзером для перепродажи. Также могут быть предусмотрены иные формы вознаграждения, размер которых определяется Договором франчайзинга.
Законодательством Кыргызской Республики не предусмотрен срок, на который должен заключаться Договор франчайзинга. Договор может быть заключен как с указанием, так и без указания срока, то есть бессрочный договор.
Сторонами по Договору франчайзинга могут выступать только коммерческие организации, а также граждане, зарегистрированные в качестве предпринимателей.
Договор франчайзинга заключается в простой письменной форме. В случае если Договор франчайзинга предусматривает использование объекта интеллектуальной собственности (будь то товарный знак, знак обслуживания, изобретение и т.д.), то такой договор подлежит обязательной регистрации. При несоблюдении письменной формы или требования о регистрации, такой Договор франчайзинга считается недействительным.
Регистрацию Договора франчайзинга осуществляет Государственная служба интеллектуальной собственности и инноваций при Правительстве Кыргызской Республики (далее - «Кыргызпатент»).
Государственная пошлина, взимаемая за регистрацию Договора франчайзинга, составляет 10000 сомов и 7500 сомов за каждый объект права интеллектуальной собственности, указанный в Договоре франчайзинга.
- Заявление на регистрацию Договора франчайзинга;
- Оригинал Договора франчайзинга, подписанный сторонами в трех экземплярах. В случае предоставления Договора франчайзинга на иностранном языке, предоставляется нотариально заверенный перевод;
- Копии документов, подтверждающих право продавца-франчайзера на объект права интеллектуальной собственности;
- Копия свидетельства о государственной регистрации гражданина, занимающегося предпринимательской деятельностью без образования юридического лица в качестве индивидуального предпринимателя (в случае если одна из сторон является индивидуальным предпринимателем);
- Копия доверенности на представителя (в случае если документы на регистрацию подает представитель);
- Квитанция, подтверждающая оплату государственной пошлины.
Регистрация Договора франчайзинга должна быть произведена Кыргызпатентом в течение двух месяцев со дня сдачи всех необходимых документов на регистрацию.
Продавец-франчайзер обязан передать покупателю-франчайзи документацию и информацию, необходимую для осуществления прав согласно Договору франчайзинга, а также инструктировать покупателя-франчайзи и его сотрудников по всем вопросам, связанным с осуществлением этих прав. Кроме этого, продавец-франчайзер берет на себя обязательство, что аналогичные Договоры франчайзинга не будут им выданы на закрепленной за покупателем-франчайзи территории.
В то же время, продавец-франчайзер несет солидарную ответственность с покупателем-франчайзи в отношении требований о возмещении ущерба, которые могут возникнуть в результате деятельности, осуществляемой под его контролем. Исключение составляет ненадлежащее выполнение обязательств покупателем-франчайзи в соответствии с Договором франчайзинга, которое необходимо доказать.
Покупатель-франчайзи обязан соблюдать все инструкции и указания продавца-франчайзера, в том числе использовать фирменное наименование при осуществлении деятельности, а также обеспечивать точное соответствие качества производимых на основании Договора франчайзинга товаров и оказываемых услуг. Покупателю-франчайзи также необходимо придерживаться определенных ограничительных условий, к которым можно отнести отказ от получения подобных Договоров франчайзинга у конкурентов (включая потенциальных конкурентов) продавца-франчайзера, кроме этого согласовывать с продавцом-франчайзером места расположения коммерческих помещений, используемых при осуществлении предоставленных по Договору франчайзинга исключительных прав, а также их внешнее и внутреннее оформление.
Если продавец-франчайзер является иностранной компанией, которая не имеет постоянного учреждения (филиала, представительства, иного постоянного присутствия) в Кыргызской Республике, то покупатель-франчайзи при осуществлении ему выплат по Договору франчайзинга должен будет удерживать налог на доходы иностранной организации по ставке 10% при условии, что иное не предусмотрено применимыми и вступившими в силу международными договорами Кыргызской Республики.
Если продавец-франчайзер является местной компанией, то налогообложение по Договору франчайзинга будет зависеть, в том числе, от вида регистрации продавца-франчайзера.
- 1. Какие разрешения дают право на пользование недрами?
- 2. Что такое лицензия, какие виды лицензий существуют?
- 3. Что такое государственная регистрация в недропользовании, и как она предоставляет права пользования недрами?
- 4. Что такое концессия, и как она предоставляет права пользования недрами?
- 5. Что такое соглашение о разделе продукции, и как оно предоставляет права пользования недрами?
- 6. Кто осуществляет регулирование и контроль за деятельностью в сфере недропользования в Кыргызской Республике?
- 7. Какие экологические требования существуют в сфере недропользования?
- 8. Какие налоги уплачиваются горнодобывающими компаниями?
- 9. Какие способы защиты прав недропользователей существуют?
- 10. Какова процедура прекращения права недропользования?
Законодательство предусматривает следующие способы приобретения прав недропользования у государства:
- лицензия;
- государственная регистрация;
- концессионный договор; и
- соглашение о разделе продукции.
Лицензия является наиболее распространенным основанием пользования недрами и представляет собой документ, удостоверяющий право пользования участком недр, выдаваемый Госгеологоагентством. Законодательство устанавливает следующие виды лицензий в зависимости от вида работ:
1) на геолого-поисковые работы, выдаваемая на срок до 5 лет с последующим продлением в соответствии с техническим проектом;
2) на геологоразведочные работы, выдаваемая на срок до 10 лет с последующим продлением в соответствии с техническим проектом;
3) на разработку месторождений полезных ископаемых, выдаваемая на срок до 20 лет с последующим продлением до истощения запасов полезных ископаемых;
4) на объекты, не связанные с геологическим изучением недр и разработкой месторождений полезных ископаемых, выдаваемая на срок, предусмотренный техническим проектом, с последующим продлением при корректировке проекта.
В зависимости от значимости месторождения/лицензионной площади лицензия может быть получена на основании конкурса, аукциона или прямых переговоров.
На основании государственной регистрации осуществляются следующие виды работ:
- научные исследования недр, выполняемые по утвержденной программе;
- индивидуальная старательская деятельность.
Государственная регистрация научно-исследовательских работ по изучению недр, выполняемых по утвержденной программе, осуществляется Госгеологоагентством, тогда как государственная регистрация индивидуальной старательской деятельности осуществляется местными государственными администрациями.
Концессия - форма права пользования недрами на основе концессионного договора между Правительством Кыргызской Республики и/или уполномоченным государственным органом и недропользователем, при которой недропользователю предоставляется исключительное право на геологическое изучение недр и/или разработку месторождений полезных ископаемых на условиях, определяемых концессионным договором. В настоящее время режим концессии регулируется Законом «О концессиях и концессионных предприятиях в Республике Кыргызстан» от 6 марта 1992 года, однако в ближайшее время предполагается принятие нового закона, регулирующего концессию. Согласно действующему законодательству решение о предоставлении объекта для концессии принимается Правительством КР по итогам конкурса. Концессионный договор заключается на срок от 5 до 50 лет.
Соглашение о разделе продукции (СРП) это соглашение, в соответствии с которым Правительство Кыргызской Республики предоставляет недропользователю на определенный срок исключительные права на разработку месторождения полезных ископаемых, а недропользователь обязуется осуществить проведение указанных работ за свой счет и на свой риск. В настоящее время режим СРП регулируется Законом Кыргызской Республики «О соглашениях о разделе продукции при недропользовании» от 10 апреля 2002 года, однако в ближайшее время предполагается принятие нового закона, регулирующего СРП. Помимо иных условий пользования недрами СРП должно определять порядок раздела произведенной продукции между сторонами соглашения. Обязательной стороной СРП является государство, от имени которого выступает Правительство Кыргызской Республики или уполномоченные им органы. В случае если другой стороной СРП являются иностранные физические или юридические лица, то данное соглашение ратифицируется ЖогоркуКенешем(Парламентом) Кыргызской Республики. После подписания соглашения инвестору также выдается лицензия в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики. За исключением отдельных случаев, СРП заключается на основании проведенного конкурса или аукциона. Срок СРП не должен превышать 10 лет.
Государственными органами, осуществляющими регулирование и контроль задеятельностью в сфере недропользования в Кыргызской Республике, являются:
- Правительство, которое распоряжается и управляет Государственным фондом недр Кыргызской Республики, утверждает технические регламенты в сфере недропользования, устанавливает ограничения и запреты на пользование недрами в целях обеспечения национальной безопасности, безопасности населения и охраны окружающей среды;
- Министерство экономики – уполномоченный орган по разработке государственной политики по недропользованию, в том числе, нормативных правовых актов в сфере недропользования, инвестиционной политики в недропользовании;
- Госгеологоагентство – уполномоченный орган по реализации государственной политики по недропользованию, в том числе организует систему предоставления прав пользования недрами и земельными участками, привлекает инвестиции, ведет Государственный баланс запасов полезных ископаемых и Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых, выдает, приостанавливает и прекращает право пользования недрами, проводит экспертизу горных и геологических проектов, осуществляет контроль за использованием и охраной недр при геологическим изучении и промышленном освоении недр;
- Государственная инспекция по технической и экологической безопасности – уполномоченный государственный орган, осуществляющий государственный надзор за обеспечением экологической и промышленной безопасности в границах геологического, горного и земельного отводов и контроль над соблюдением природоохранного законодательства и промышленной безопасности при геологическом изучении и промышленном освоении недр;
- Государственное агентство охраны окружающей среды и лесного хозяйства – уполномоченный органпо реализации политики и регулированию отношений в сфере охраны окружающей среды и пользования природными ресурсами, обеспечения экологической безопасности и природопользования.
Согласно законодательству о недрах технический проект на поиск, разведку или разработку месторождения требует обязательного прохождения экологической экспертизы и получения положительного экспертного заключения. Кроме этого, при выполнении работ недропользователи обязаны соблюдать требования экологического законодательства Кыргызской Республики, в том числе следующие основные нормативные правовые акты:
- Закон Кыргызской Республики «Общий технический регламент по обеспечению экологической безопасности в Кыргызской Республике» от 8 мая 2009 года;
- Закон Кыргызской Республики «Об экологической экспертизе» от 16 июня 1999 года;
- Лесной Кодекс Кыргызской Республики от 8 июля 1999 года;
- Водный Кодекс Кыргызской Республики от 12 января 2005 года;
- Закон Кыргызской Республики «Об отходах производства и потребления» от 13 ноября 2001 года и др.
Проведение работ по поиску, разведке и разработке месторождений полезных ископаемых на особо охраняемых природных территориях (заповедники, природные парки, заказники, памятники природы, ботанические сады, дендрологические и зоологические парки, биосферные территории и/или резерваты, трансграничные особо охраняемые природные территории) запрещается или ограничивается. Также существуют ограничения по проведению работ на приграничных территориях.
Как правило, деятельность в сфере недропользования в Кыргызской Республике подпадает под общий налоговый режим, предполагающий уплату и предоставление отчетности по следующим видам налогов для местных компаний и иностранных организаций, действующих в Кыргызской Республике через постоянное учреждение:
- Налог на прибыль (10%);
- Подоходный налог (10%);
- НДС (общая ставка 12%, по некоторым операциям 0% или 20%);
- акцизный налог (ранжируется в зависимости от вида подакцизного товара, его цены или физического объема);
- налог с продаж (от 1% до 3%).
17 сентября 2012 года вступили в силу изменения в Налоговый кодекс КР, согласно которым налогоплательщики, осуществляющие деятельность по добыче и реализации золотосодержащей руды, золотосодержащего концентрата, золотого сплава и аффинированного золота не уплачивают налог на прибыль. Указанные лица уплачивают налог на доходы по ставке от 1% до 20% (в зависимости от мировых цен за одну тройскую унцию), применяемой к:
- выручке (без учета НДС и налога с продаж) от реализации золотого сплава и аффинированного золота; или
- стоимости золота в золотосодержащей руде и золотосодержащем концентрате, исчисленной исходя из мировых цен, в порядке, установленном Правительством Кыргызской Республики.
В настоящее время механизм взимания данного налога не проработан в полной мере, а также пока отсутствует практика его применения.
Иностранные организации, не связанные с постоянным учреждением в Кыргызской Республике и получающие доход из источника в Кыргызской Республике, подлежат обложению налогом на доходы по следующим ставкам:
- 5% от дохода без учета вычетов от телекоммуникационных услуг, транспортных услуг; страховых платежей по договорам страхования или перестрахования рисков), а также
- 10% от дохода без учета вычетов от дивидендов, процентов, авторских гонораров, роялти, страховых платежей по договорам обязательного страхования или перестрахования по обязательному страхованию рисков, дохода от услуг по управлению, консультационных услуг и других услуг и работ.
Данный вид налога подлежит удержанию налоговым агентом, т.е. лицом, осуществляющим выплату.
Дополнительно, недропользователи уплачивают налоги за пользование недрами, к которым отнесены бонус и роялти.
Бонус – разовый платеж за право пользования недрами с целью поисков, разведки и разработки месторождений полезных ископаемых. Налогоплательщиком бонуса является лицо, получившее право пользования недрами. Также бонус уплачивается при смене участников в сумме 10 и более процентов пропорционально изменению данной доли собственности за исключением изменения доли собственности компаний, прошедших листинг на фондовых биржах. Налоговой базой для исчисления бонуса является количество геологических запасов и прогнозных ресурсов, учтенных Государственным кадастром месторождений и проявлений полезных ископаемых Кыргызской Республики, и глубина бурения гидрогеологических скважин. Ставка бонуса устанавливается Правительством Кыргызской Республики по всем видам полезных ископаемых по классификационной таблице в зависимости от степени изученности, ценности и масштаба месторождений и/или проявлений полезных ископаемых, а также размера площади для поисков месторождений полезных ископаемых и глубины бурения гидрогеологических скважин. По месторождениям полезных ископаемых, выставляемым на конкурс, ставка бонуса устанавливается Правительством Кыргызской Республики на каждое месторождение отдельно.
Роялти - текущие платежи за пользование недрами с целью разработки месторождений полезных ископаемых и/или отбора (извлечения из недр) подземных вод. Налоговой базой роялти является:
- выручка без учета НДС и налога с продаж, полученная от реализации полезных ископаемых или продукции, полученной в результате переработки полезных ископаемых;
- объем реализованной продукции в натуральном выражении;
- объем отбираемой воды из недр по водомеру, за исключением специализированных организаций водоснабжения.
Ставки роялти на различные минералы (помимо воды) и строительные материалы установлены в размере от 1% до 12%.
Согласно Закону Кыргызской Республики «Об инвестициях в Кыргызской Республике» инвестиционный спор разрешается в соответствии с любой применимой процедурой, предварительно согласованной между инвестором и государственными органами Кыргызской Республики, что не исключает использование инвестором иных средств правовой защиты в соответствии с законодательством Кыргызской Республики. При отсутствии такого соглашения инвестиционный спор между уполномоченными государственными органами Кыргызской Республики и инвестором по возможности решается с помощью консультаций между сторонами. Если стороны не придут к мирному урегулированию спора, любой инвестиционный спор разрешается в судебных органах Кыргызской Республики, если только в случае спора между иностранным инвестором и государственным органом одна из сторон не просит рассмотреть спор в соответствии с одной из следующих процедур путем обращения:
- в Международный центр по разрешению инвестиционных споров (МЦРИС) на основании Конвенции по урегулированию инвестиционных споров между государствами и подданными других государств или правил, регулирующих использование дополнительных средств для проведения слушаний Секретариатом центра; или
- в арбитраж или международный временный арбитражный трибунал (коммерческий суд), созданный в соответствии с арбитражными правилами Комиссии Организации Объединенных Наций по Международному торговому праву.
Для инициирования арбитражного разбирательства иностранные компании могут также использовать преимущества, предоставляемые двусторонними международными договорами о взаимной поддержке, поощрении и защите инвестиций (капиталовложений), заключенных Кыргызской Республикой с 27 различными странами. Признание и исполнение иностранных арбитражных решений в Кыргызской Республике возможно на основании и в порядке, предусмотренном Конвенцией ООН о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений от 10 июня 1958 года, к которой Кыргызская Республика присоединилась в 1995 году.
Право пользования недрами прекращается по истечении срока действия лицензии, если лицензиатом не подано заявление о продлении или трансформации лицензии в установленный срок, а также в случае отказа от права пользования недрами недропользователем.
Такжеправо пользования недрами может быть прекращено Госгеолагентством в следующих случаях:
1) передача лицензии на право пользования недрами в залог и при смене участников без регистрации в Госгеолагентстве;
2) нарушение сроков оплаты более чем на 30 дней уплаты бонуса и (или) лицензионных платежей и (или) роялти;
3) проведение работ без технического проекта, получившего все необходимые положительные экспертизы;
4) не устранение причин, повлекших приостановку права пользования недрами, в установленные сроки.
Прекращение права пользования недрами не освобождает недропользователя от обязанности по рекультивации земельного участка и ликвидации горного имущества, по консервации и поддержанию горного имущества в сохранном, безаварийном и безопасном для людей и окружающей среды состоянии до его передачи последующему владельцу прав пользования недрами и по передаче геологической информации и первичной документации Государственный геологический информационный фонд.
Регистрация юридических лиц в Кыргызской Республике: 8 часто задаваемых вопросов
There are various types of legal structure for businesses in the Kyrgyz Republic («KR»). However, since the most common legal structures are a limited liability company («LLC») and a joint stock company («JSC»), we will refer to them in answering the questions below.
- 1. Кто может выступать участником(ами) юридического лица?
- 2. Какие документы необходимы для регистрации юридического лица?
- 3. Какие существуют требования к форме документов, необходимых для регистрации юридического лица?
- 4. В какие государственные органы необходимо обратиться для регистрации юридического лица?
- 5. В какие сроки осуществляется регистрация юридических лиц?
- 6. Как получить печать юридического лица?
- 7. Каков порядок открытия банковского счёта?
- 8. Какие существуют требования к оплате уставного капитала?
ОсОО/АО может быть учреждено одним или несколькими лицами, которые могут быть как физическими, так и юридическими лицами. Учредителями АО могут быть также Правительство КР и органы местного самоуправления.
ОсОО/АО не могут иметь в качестве единственного учредителя/акционера (далее – «участник») другое хозяйственное общество, состоящее только из одного лица. В ОсОО число участников не должно превышать тридцати, а в закрытом АО – пятидесяти. Число же участников открытого АО не ограничено.
В случае если число участников ОсОО/закрытого АО превысит установленный предел, указанное юридическое лицо в течение одного года должно преобразоваться в другую организационно-правовую форму, в которой такое число участников разрешено. Однако, если соответствующее преобразование не произошло и по истечении одного года число его участников будет превышать предел, установленный для данной организационно-правовой формы, такое юридическое лицо подлежит ликвидации в судебном порядке.
Для регистрации юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы:
- регистрационное заявление;
- решение участника(ов) о создании юридического лица;
- копия паспорта участника (если участником выступает физическое лицо);
- копия свидетельства о государственной регистрации (в случае если участником выступает юридическое лицо);
- копия паспорта руководителя юридического лица;
- иные сведения в соответствии с законодательством КР.
Иностранное юридическое лицо, выступающее участником юридического лица в КР, дополнительно представляет легализованную/апостилированную выписку из государственного реестра или иной документ, удостоверяющий, что оно является действующим юридическим лицом по законодательству своей страны. Срок подачи выписки из государственного реестра или иного документа, удостоверяющего, что юридическое лицо является действующим по законодательству своей страны, не должен превышать 6 месяцев со дня выдачи указанных документов.Устав и учредительный договор не подлежат представлению в регистрирующий орган, за исключением учредительных документов финансово-кредитных учреждений и иных учреждений, лицензируемых и/или регулируемых Национальным банком КР.
Решение участника(ов) о создании юридического лица подписывается каждым участником и должно содержать:
- наименование регистрируемого юридического лица на кыргызском и русском языках;
- юридический адрес создаваемого юридического лица;
- сведения о каждом участнике с указанием фамилии, имени, отчества, места жительства (для физических лиц) либо полного наименования, места нахождения (для юридических лиц);
- размер уставного капитала и размер долей каждого участника в уставном капитале юридического лица;
- фамилию, имя, отчество руководителя исполнительного органа.
Подпись уполномоченного представителя юридического лица на решении о создании юридического лица должна быть скреплена печатью юридического лица либо удостоверена в нотариальной форме. Подпись участника физического лица должна быть удостоверена нотариально.
При регистрации все документы юридического лица представляются в регистрирующий орган на кыргызском или русском языке. В случае если документы составлены на иностранном языке, они представляются в регистрирующий орган с нотариально удостоверенным переводом на русский или кыргызский язык.
Государственную регистрацию юридических лиц в КР осуществляет Министерство Юстиции КР и его территориальные подразделения.
Государственная регистрация юридических лиц осуществляется регистрирующим органом по принципу "единого окна". Принцип "единого окна" означает, что государственная регистрация юридических лиц осуществляется регистрирующим органом с одновременной регистрацией и постановкой на учет в налоговом органе, органе статистики и Социальном фонде КР. На практике после прохождения государственной регистрации в Министерстве Юстиции КР или в его соответствующем территориальном подразделении (по месту нахождения юридического лица) юридическое лицо представляет необходимые документы в налоговый орган и cоциальный фонд по месту нахождения для постановки на учет.
Необходимо отметить, что в установленных законодательством случаях для регистрации юридического лица требуется предварительное письменное согласие государственного антимонопольного органа.
При государственной регистрации финансово-кредитных учреждений требуется письменное согласие Национального банка КР или его территориального подразделения. Также, в установленных законодательством случаях, требуется предварительное письменное согласие государственного антимонопольного органа КР.
Если вы регистрируете АО, то в этом случае АО обязано не позднее 1-го месяца с момента государственной регистрации в качестве юридического лица произвести регистрацию учредительного выпуска акций в Государственной службе регулирования и надзора за финансовым рынком при Правительстве КР.
Государственная регистрация юридических лиц органами юстиции осуществляется в течение 3 рабочих дней со дня представления в соответствующий орган юстиции всех необходимых документов, требуемых законодательством.
Финансово-кредитные учреждения регистрируются органами юстиции в течение 10 календарных дней.
После получения в органе юстиции свидетельства о государственной регистрации с указанием идентификационного налогового номера (ИНН) юридическое лицо может получить печать. Заказ и изготовление печати производится по заявлению юридического лица частными компаниями, занимающимися изготовлением печатей. В настоящее время для изготовления печати юридическому лицу не нужно получать какого-либо разрешения в государственных органах КР.
Получив свидетельство о государственной регистрации и печать, юридическое лицо вправе открыть счет в любом банке КР.
После открытия расчетного счета банк обязан в течение 5 рабочих дней сообщить об этом налоговому органу по месту нахождения юридического лица.
В соответствии с законодательством КР уставный капитал определяет размер имущества юридического лица, гарантирующего интересы его кредиторов. Размер уставного капитала юридического лица определяется участниками в его учредительных документах. При этом необходимо отметить, что уставный капитал АО не может быть менее 100 000 сомов , тогда как уставный капитал ОсОО может быть минимальным - вплоть до 1 сома.
Уставный капитал АО должен быть полностью оплачен на момент учреждения АО. Что же касается ОсОО, то его уставный капитал оплачивается его участниками в полном объеме в течение 1-го года с момента государственной регистрации ОсОО в органе юстиции. Если уставный капитал не будет полностью оплачен в течение 1-го года, то ОсОО должно либо объявить об уменьшении своего уставного капитала и зарегистрировать его уменьшение в установленном порядке, либо прекратить свою деятельность путем ликвидации.
Участники ОсОО или акционеры АО, не полностью внесшие вклады в ОсОО или не полностью оплатившие стоимость своих акций в АО, несут солидарную ответственность по обязательствам юридического лица в пределах стоимости неоплаченной части своего вклада или неоплаченной стоимости своих акций.
Вкладом в уставный капитал юридического лица могут быть деньги, ценные бумаги, движимое и недвижимое имущество или имущественные права, имеющие денежную оценку. Денежная оценка вклада участника производится по соглашению между участниками юридического лица, а в случаях, предусмотренных законом, подлежит независимой экспертной оценке.
По состоянию на март 2013 года
- 1. Что такое воздушное судно согласно законодательству Кыргызской Республики?
- 2. Требуется ли регистрация воздушных судов согласно законодательству Кыргызской Республики?
- 3. Каков эффект от регистрации воздушного судна?
- 4. Какие документы необходимы для регистрации воздушного судна в Департаменте Авиации?
- 5. Каковы суммы регистрационных сборов?
- 6. Могут ли вноситься изменения в Свидетельство о Регистрации после его выдачи?
- 7. Требуется ли регистрация залога на воздушное судно?
- 8. Какие основные международные конвенции по авиации ратифицировала Кыргызская Республика?
- 9. Какие документы необходимы для снятия с регистрации воздушного судна?
- 10. Какие основные документы международного авиационного права ратифицировала Кыргызская Республика?
Согласно законодательству Кыргызской Республики, воздушное судно - любой аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, исключая взаимодействие с воздухом, отраженным от земной поверхности.
Да, однако ни одно воздушное судно, зарегистрированное в другом государстве, не регистрируется в Кыргызской Республике.
Метеорологические шары-пилоты, а также планеры и аэростаты, используемые исключительно в метеорологических целях или беспилотные неуправляемые аэростаты или свободные аэростаты без полезного груза или коммерческой загрузки и другие подобные летательные аппараты могут не регистрироваться в Кыргызской Республики. В этом случае такие летательные аппараты подлежат учету в специальном реестре или подобном документе Органа гражданской авиации.
Регистрация воздушного судна в Органе гражданской авиация является лишь доказательством соблюдения законодательства Кыргызской Республики и дает разрешениена эксплуатацию воздушного судна в Кыргызской Республике. Регистрация не является фактом передачи права собственности на воздушное судно, также как и Свидетельство о Регистрации не является доказательством права собственности на воздушное судно.
Для регистрации воздушного судна в Кыргызской Республике эксплуатант/собственник воздушного судна представляет в Орган гражданской авиации:
- заявление о регистрации воздушного судна в установленной форме;
- сертификат летной годности или Акт технического состояния воздушного судна, подтверждающий годность воздушного судна к полетам в установленной форме;
- сертификат типа;
- договор о купле-продаже или другой документ, в соответствии с которым владелец обладает правом собственности на данное воздушное судно;
- договор аренды или другой документ, в соответствии с которым эксплуатант обладает правом распоряжения данным воздушным судном в случае, когда эксплуатант не является владельцем данного воздушного судна;
- экспортный сертификат летной годности, признанный в Кыргызской Республике, в случае импортируемого в Кыргызскую Республику воздушного судна;
- акт или другой документ, который содержит перечень эксплуатационной, технической и другой документации, а также съемного и другого оборудования воздушного судна в соответствии с технической документацией и его назначением.
Суммы сборов подлежащих к оплате за регистрацию воздушного судна не установлены. В настоящее время, услуги по регистрации воздушного судна в Органе гражданской авиации являются бесплатными.
Согласно законодательству Кыргызской Республики, эксплуатант/владелец воздушного судна, зарегистрированного в Кыргызской Республике, должен немедленно уведомлятьОрган гражданской авиации о любом изменении в отношении сведений о владельце воздушного судна.
Замена Свидетельства о регистрации осуществляется:
- при изменении сведений о воздушном судне и/или его владельце, а также
- при его порче, в результате которого распознавание какого-либо сведения, внесенного в Свидетельство, становится невозможным или затруднительным.
Да, воздушное судно должно быть зарегистрировано залогодержателем (кредитором) в Центральной залоговой регистрационной конторе при Министерстве юстиции Кыргызской Республики. Регистрация придает эффект публичного уведомления и определяет приоритеты по отношению к требованиям других кредиторов и третьих лиц.
Если воздушное судно является объектом более одного залога, то требования соответствующих залогодержателей должны быть удовлетворены по принципу «первый пришел - первый получил», со ссылкой на дату и время каждой такой регистрации. Таким образом, залогодержатель, который первым зарегистрировал залог на воздушное судно будет обладать приоритетным правом на него.
В 1992 году Кыргызская Республики ратифицировала Конвенцию о международной гражданской авиации (Чикаго, 1944). Также в 1999 года Кыргызская Республика ратифицировала Конвенцию о международном признании прав на воздушные суда (Женева, 1948).
Кыргызская Республика еще не ратифицировала Конвенцию об унификации некоторых правил, касающихся предупредительного ареста воздушных судов (Рим, 1933) или Конвенцию о международных гарантиях в отношении подвижного оборудования (Кейптаун, 2001).
По состоянию на март 2013 года
Для снятия с регистрации воздушного судна в Кыргызской Республике эксплуатант/собственник воздушного судна представляет в Агентство Гражданской Авиации:
а) заявление о снятии воздушного судна с регистрации в установленной форме;
б) документ, подтверждающий факт списания или снятия воздушного судна с эксплуатации, в случае списания или снятия воздушного судна с эксплуатации;
в) акт технического состояния воздушного судна по установленной форме, в случае необходимости выдачи Экспортного сертификата летной годности;
г) документ, подтверждающий обязательства государства экспорта воздушного судна зарегистрировать данное воздушное судно в своем реестре в случае подачи заявления о снятии воздушного судна с регистрации с целью его экспорта или регистрации в другом государстве;
д) оригинал Свидетельства о Регистрации.
По запросу эксплуатанта/владельца или другого государства Агентство Гражданской Авиации при снятии воздушного судна с регистрации выдает Свидетельство о Снятии с Регистрации.
С 1992 года по настоящее время Кыргызская Республика ратифицировала следующие документы международного авиационного права:
- Конвенция о международной гражданской авиации (Чикаго, 1944);
- Конвенция о международном признании прав на воздушные суда (Женева, 1948);
- Конвенция для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок (Варшава, 1929);
- Конвенция, дополнительная к Варшавской Конвенции, для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, осуществляемых лицами, не являющимися перевозчиками по договору (Гвадалахара, 1961);
- Конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов (Токио, 1963);
- Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов (Гаага, 1970);
- Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации (Монреаль, 1971);
- Конвенция о маркировке пластических взрывчатых веществ в целях их обнаружения;
- Соглашение о транзите при международных воздушных сообщениях (Чикаго, 1944).
С информацией о документах международного авиационного права, ратифицированных Кыргызской Республикой Республикой, более подробно можно ознакомиться на сайте Агентства Гражданской Авиации (www.caa.kg).
- 1. Что понимается под товарным знаком и знак обслуживания, а также коллективными знаками?
- 2. Что может быть зарегистрировано в качестве товарного знака и исключения из них?
- 3. В какие государственные органы необходимо обратиться для регистрации товарного знака?
- 4. Кто может выступать заявителем и на чье имя может быть зарегистрирован товарный знак, кто обладает исключительным правом на товарный знак и момент возникновения это права?
- 5. Документы, необходимые для подачи заявки на товарный знак?
- 6. Требования, предъявляемые к доверенности на представительство перед Кыргызпатентом
- 7. Экспертиза заявки на товарный знак и предусмотренные сроки?
- 8. Регистрация товарного знака
Под товарным знаком и знаком обслуживания - понимаются обозначения, способные отличать товары и услуги одних юридических или физических лиц от однородных товаров или услуг (далее - товары) других юридических или физических лиц.
Под коллективным знаком понимаются обозначения, выпускаемые и реализуемые юридическими лицами, представляющими союзы и хозяйственные ассоциации, концерны или иные объединения юридических лиц, обладающих едиными качественными или иными общими характеристиками.
В качестве товарного знака могут быть зарегистрированы словесные (аббревиатуры, слова, слоганы и т.п.), изобразительные (логотипы, фотографии, рисунки и т.п.), объемные и другие обозначения или их комбинации. Товарный знак может быть зарегистрирован в любом цвете или цветовом сочетании. Не подлежат регистрации визуально не различимые обозначения, а также звуковые и обонятельные знаки.
Уполномоченным государственным органом, осуществляющим регистрацию товарного знака, является Государственная служба интеллектуальной собственности и инноваций при Правительстве Кыргызской Республики (далее – «Кыргызпатент»)
Заявка на регистрацию товарного знака подается юридическим или физическим лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность. Заявка может быть подана через патентного поверенного или другого представителя. Владелец товарного знака обладает исключительным правом пользования, распоряжения и запрета использования товарного знака другим лицам с даты внесения информации в Государственный реестр (далее – «Реестр»).
- заявление о регистрации обозначения в качестве товарного знака с указанием заявителя, а также его местонахождения или местожительства;
- заявляемое обозначение;
- перечень товаров и услуг, для которых испрашивается регистрация товарного знака, сгруппированных по классам МКТУ;
- документ, подтверждающий уплату пошлины в установленном размере;
- в случае если заявка подается на регистрацию коллективного знака устав коллективного знака;
- доверенность, если заявка на регистрацию подается через патентного поверенного или другого представителя.
Для заявителей из Кыргызской Республики, Кыргызпатент просит предоставить копию свидетельства о государственной регистрации (перерегистрации) юридического лица, или индивидуального предпринимателя.
Доверенность, оформляемая в Кыргызской Республике, совершается в порядке, предусмотренном законодательством Кыргызской Республики либо законодательством той страны, где она совершается. В случае наличия сомнений в ее достоверности - по требованию Кыргызпатента легализуется в консульском учреждении Кыргызской Республики, кроме случаев, когда легализация не требуется в силу международных договоров Кыргызской Республики или на основе принципа взаимности.
Доверенность, выдаваемая патентному поверенному на представительство интересов иностранного юридического лица или физического лица, постоянно проживающего за пределами Кыргызской Республики должна соответствовать определенным требованиям:
- подписывается выдавшим ее лицом;
- выдается на имя физического лица, зарегистрированного в Кыргызпатенте в качестве патентного поверенного;
- в доверенности указывается объем полномочий патентного поверенного, а также дата ее совершения, без которой она недействительна.
Доверенность, выданная на имя нескольких патентных поверенных, зарегистрированных в Кыргызпатенте, дает право любому из них вести дела по регистрации товарного знака.
Экспертиза заявки на товарный знак подразумевает - предварительную экспертизу и экспертизу заявленного обозначения. Предварительная экспертиза проводится в течение 1 месяца с даты подачи заявки. По результатам предварительной экспертизы заявка принимается к рассмотрению либо выносится решение об отказе в принятии ее к рассмотрению.
По завершению предварительной экспертизы проводится экспертиза заявленного обозначения в течение 12 месяцев с даты подачи заявки.
Также, по просьбе заявителя и при условии уплаты установленной пошлины экспертиза заявленного обозначения может быть проведена досрочно, на практике этот срок составляет 6-7 месяцев.
По результатам выносится решение о регистрации товарного знака либо об отказе в его регистрации.
На основании решения о регистрации товарного знака Кыргызпатент, в течение 1 месяца с даты получения квитанции об уплате установленной пошлины за регистрацию, публикацию и выдачу свидетельства производит регистрацию товарного знака в Реестре. Выдача свидетельства на товарный знак производится Кыргызпатентом по истечении 3 месяцев с даты публикации товарного знака в официальном бюллетене. Регистрация товарного знака действует до истечения 10 лет, считая с даты подачи заявки в Кыргызпатент.
По количеству регистрации классов в заявке ограничений нет, оплата производится за каждый класс.
- 1. Кто отвечает за регулирование телекоммуникационной деятельности в Кыргызской Республике?
- 2. Какая деятельность и услуги в сфере телекоммуникаций в Кыргызской Республике подлежит лицензированию?
- 3. Освобождаются ли некоторые виды телекоммуникационной деятельности от лицензирования?
- 4. Кто выдает лицензии на телекоммуникационные услуги и какова процедура ее получения?
- 5. Каков размер регистрационного сбора?
- 6. На какую территорию распространяется действие лицензии?
- 7. На какой срок выдаются лицензии?
- 8. Существуют ли другие лицензионные или разрешительные требования к телекоммуникационной деятельности в Кыргызской Республике?
- 9. Существуют ли другие финансовые или инвестиционные обязательства в телекоммуникационной деятельности?
- 10. Может ли приостанавливаться лицензия на телекоммуникационные услуги?
- 11. Является ли правой климат в Кыргызской Республики благоприятным для иностранных инвестиций в телекоммуникационную отрасль?
Государственное агентство связи при Правительстве Кыргызской Республики (ГАС) является государственным органом, регулирующим отрасль связи (телекоммуникации). ГАС уполномочено выдавать лицензии на право оказания телекоммуникационных услуг и разрешения на ввоз и эксплуатацию радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, сертифицировать телекоммуникационное оборудование и устройства, вести контроль за соблюдением законодательства и условий лицензий, обеспечивать надлежащее обслуживание и управление в отрасли.
ГАС не разрабатывает национальную политику в сфере телекоммуникаций. Ее разрабатывает Министерство транспорта и коммуникаций Кыргызской Республики.
По законодательству Кыргызской Республики лицензированию подлежит ряд видов деятельности в области телекоммуникационных услуг, включая:
- услуги сотовой связи (т.е.стандарты GSM, CDMA, 3G (UMTS/WCDMA) и пр.);
- услугимобильной, местной, междугороднейимеждународнойфиксированнойсвязи;
- услугителематическихслужб, (т.е.телефото, call-center, обработка сообщений, EMS, конференц-связь, информационные услуги, голосовой набор номера);
- услугипопроводнойибеспроводнойпередачеданных (т.е. SMS, WAP, GPRS, EDGE, VoIP, VPN, EV-DO, EV-DV, HSDPA, HSUPA, Wi-Fi иWiMax);
- проектирование, производство, строительство, установка, ремонт сетей, линий, сооружений, систем и устройств.
Поскольку каждый вид деятельности, связанный с телекоммуникациями, лицензируется отдельно, одна лицензия на несколько видов деятельности, выдается только если это технически выполнимо.
Лицензия выдается на основе лицензионного соглашения с ГАС, которое придает силу лицензии и является ее неотъемлемой частью. Если лицензионное соглашение становится недействительным, действие лицензии тоже прекращается.
Освобождены от лицензирования только внутренние сети связи: (а) находящиеся внутри одного здания или в рядом стоящих зданиях, (б) имеющие абонентские точки, расположенные на расстоянии меньшем, чем расстояние, определенное ГАС, и (в) не пересекающие общественные участки.
Кроме того, использование радиочастотного спектра 2404-2483.5 МГц или беспроводной Интернет (Wi-Fi) без использования внешней антенны на территории Кыргызской Республики (кроме города Бишкек и его окраин), не подлежит лицензированию.
Лицензионная комиссия ГАС принимает решение о выдаче лицензии на право предоставления телекоммуникационных услуг.
Для получения лицензии на право предоставления телекоммуникационных услуг, компания -заявитель должна подать в ГАС следующие документы:
- заполненное заявление установленного образца;
- документы, подтверждающие уплату государственную пошлину за рассмотрение заявления и выдачу лицензии;
- копия свидетельства о регистрации компании-заявителя;
- копия устава (и акционерное соглашение, если применимо) компании-заявителя;
- копия регистрационной карточки налогоплательщика компании-заявителя;
- копия извещения компании-заявителю о регистрации в качестве плательщика взносов государственного социального страхования;
- техническое предложение ;
- копии дипломов и сертификатов, удостоверяющих квалификацию работников компании-заявителя, которые будут участвовать в оказании телекоммуникационных услуг; и
- другие документы и сведения, прилагаемые к техническому предложению в зависимости от вида и сложности телекоммуникационных услуг.
Согласно положению о лицензировании размер государственной пошлины за рассмотрение заявления и выдачу лицензии составляет не более 300 сомов (около 6,2 долларов США) .
Лицензия определяет территорию сети связи, которая может включать как одно село, район, город или область, так и всю территорию КыргызскойРеспублики.
Хотя законодательство не устанавливает предельный срок действия лицензии, на практике лицензии выдаются на определенный срок, длящийся от 2 до 10 лет
Да. Кроме лицензии на право ведения телекоммуникационной деятельности, провайдеры телекоммуникационных услуг должны также получить ряд других разрешений, свидетельств и лицензий, связанных с их конкретными операциями.
Компания, желающая ввезти и/или эксплуатировать криптографическое (шифровальное) оборудование или программное обеспечение, должна получить лицензию на ввоз криптографического оборудования. Эта лицензия распространяется также на ввоз и использование временных или постоянных криптографических продуктов.
Разрешения требуются для использования радиочастотного спектра, телефонных кодов (префиксов) и номеров, и для ввоза телекоммуникационного оборудования.
Многочисленные сертификационные требования предъявляются к оборудованию, излучающему радиочастотную радиацию или высокочастотные электромагнитные волны.
Все лицензии, разрешения и свидетельства выдаются ГАС. Кроме того, ГАС регистрирует телекоммуникационное оборудование и выдает документы, подтверждающие соответствие стандартам Кыргызской Республики
Согласно положению о лицензировании услуг связи стандарта 3G (UMTS/WCDMA), требуется оплата специального сбора в размере 40 млн сомов (около 825 593 доллара США) за участие в конкурсных торгах, возмещение затрат около 200 млн сомов (около 4 127 967 долларов США) на конверсию радиочастот и осуществление инвестиций в сумме 20 млн сомов (около 412 797 долларов США) в инфраструктуру связи в определенные сроки и др.
Со всех лицензиатов в сфере телекоммуникаций взымается ежегодный сбор в размере 1% от выручки от лицензируемой деятельности .
Со всех лицензиатов, оказывающих телекоммуникационные услуги с использованием радиочастотного спектра, взымаются ежегодные платы для осуществления надзорных функций по использованию радиочастотного спектра .
В данный момент рассматривается внедрение ежегодной платы за выделенный лицензиату номерной ресурс.
Да. Лицензия на телекоммуникационные услуги может приостанавливаться, если определенные условия не выполнены провайдерами телекоммуникационных услуг или если они нарушают действующие правила. К таким случаям относятся:
- использование несертифицированного оборудования;
- нарушение обязательных стандартов эксплуатации оборудования и оказания услуг, установленных ГАС;
- использование радиочастотного спектра без разрешения ГАС;
- несоблюдение предупреждений ГАС об устранении установленных нарушений;
- нарушение строительных норм и других правил, ведущее к нарушению связи.
Да. В последние годы телекоммуникационный рынок Кыргызской Республики, который имел низкий уровень услуг распространения, значительно возрос за счет беспрецедентного роста сотовой связи. Этот рост можно объяснить либеральным регуляторным режимом законодательства Кыргызской Республики. В результате крупнейшие операторы сотовой связи в стране принадлежат иностранным инвесторам.